Главная » Локальные акты

Положение об организации инклюзивного образования
08.03.2017, 20:53
 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.    Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. В соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право профессиональное образование (ст. 79)
1.2.    Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сельскохозяйственный технологический колледж»  (далее - Колледж, КГБ ПОУ «СХТК»).
1.3.    Настоящее положение разработано на основе:
-    Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
-    Приказа Министерства образования и науки РФ № 464 от 14.06.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
-    Федерального закона от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
-    Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
-    ГП РФ  "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297;
-     ГП РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р;
-    Положение о практике обучающихся, осваивающих  ОПО СПО,  утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 291;
-    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ОП  СПО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 14.06. 2013 г. № 464;
-     Приказ Минобрнауки от 15.12.2014 г. № 1580  О внесении изменения в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464»
-    Порядок приема граждан на обучение по ОП СПО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 23.01.2014 г. № 36;
-    Постановление главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");
-     Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставления услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи»;
-Устава колледжа.
1.4.    Используемые термины, определения:
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.5.    Цель инклюзивного образования - обеспечение доступа к качественному профессиональному образованию инвалидов, лиц с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
1.6.    Задачи инклюзивного образования:
-    создание условий, необходимых для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации; создание адекватной возможностям обучающихся с ОВЗ образовательной среды;
-    повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
-    повышение качества профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-    возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
-    освоение обучающимися образовательных программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), программ подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО);
-    создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
-    формирование толерантной социокультурной среды.
1.7.    Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОВЗ, и лиц без ограничения по здоровью, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих ограничений по здоровью. Обучение и воспитание инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками. Инклюзивное образование - процесс обучения инвалидов, лиц с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий. Кроме образовательного процесса обучающиеся инвалиды и с ОВЗ могут посещать кружки, секции, внеклассные мероприятия и др. с учетом состояния здоровья.
1.8.    Под специальными условиями обучения понимается внедрение индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ и методов развития и обучения, обеспечение учебниками, учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами, реализация индивидуальных, технических средств развития и обучения и доступность среды обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые обучающимся инвалидам, с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации и интеграции в обществе, будущей профессиональной деятельности.
1.9.    Принципы инклюзивного образования:
-    добровольность участия в образовательном процессе и внеучебной деятельности инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
-    обеспечение условий обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ для получения ими профессионального образования, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
-    создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;
-    создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ к получению ими профессионального образования;
-    готовность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;
-    информационная открытость.
1.10.    КГБ ПОУ «СХТК»:
1.10.1.    Реализует Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), Программы подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС), обеспечивающие совместное обучение обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ и обучающихся, не имеющих нарушений развития.
1.10.2.    Организует проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в Колледже; организует социальное взаимодействие здоровых обучающихся и обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ, направленное на развитие толерантности.
1.10.3.    Выявляет потребность в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения квалификации педагогов, работающих с обучающимися-инвалидами, и обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования, организует обучение.
1.10.4.    Обеспечивает материальную базу, необходимую для реализации инклюзивного образования; обеспечивает выполнение мероприятий по созданию равного доступа обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ к обучению: оснащение образовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.
1.10.5.    Разрабатывает и создает локальную нормативно-правовую базу функционирования системы инклюзивного образования в колледже.
1.10.6.    Создает вариативное образовательное пространство путем предоставления вариативных (адаптивных) форм обучения для инвалидов, лиц с ОВЗ.
1.10.7.    Разрабатывает документацию, позволяющую организовать инклюзивное образование.
1.10.8.    Обеспечивает информационную открытость инклюзивного образования, используя информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, размещая актуальную информацию на сайте колледжа.
2.    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные направления по реализации инклюзивного образования в Колледже:
1.    Организационные мероприятия (Педагогический совет, Совещания цикловых-методических комиссий, и т.д.).
2.    Организация образовательного процесса.
3.    Психолого-педагогическое и социально-оздоровительное сопровождение обучающихся с ОВЗ.
4.    Методическое сопровождение инклюзивного образования.
5.    Развитие материально-технической базы для инклюзивного обучения, Программа "Доступная среда",
6.    Профессиональная подготовка и переподготовка управленческого и педагогического состава колледжа.
7.    Развитие волонтерского движения: сопровождение лиц с инвалидностью, лиц ОВЗ на различные мероприятия: тренировки, спортивные соревнования, культурно - досуговые мероприятия и др.
8.    Сотрудничество с социальными партнерами.
9.    Профориентационная работа.
10.    Участие в тематических конкурсах, выставках, форумах, семинарах и т.п.
11.    Обеспечение информационной открытости инклюзивного образования.
3.    ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
3.1.    Решение о направлении ребенка инвалида, лиц с ОВЗ на инклюзивное обучение принимают родители (законные представители). При достижении абитуриентом 18 лет решение об инклюзивном обучении принимается им самостоятельно.
3.2.    Основанием для организации инклюзивного обучения в колледже является:
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной профессии/специальности, которая содержит информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда (для инвалида);
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии/специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения (для лиц с ОВЗ).
4.    ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1.    Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц, без ограничений по здоровью, в одной группе, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. Количество обучающихся инвалидов, с ОВЗ в группе не ограничивается. При комплектовании групп необходимо учитывать рекомендуемое количество обучающихся- инвалидов в группе - 3-4 человека.
4.2.    Колледж организует выполнение рекомендаций, содержащихся в заключении областной ПМПК, в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ИПРА).
4.3.    Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних обучающихся - инвалидов в пути следования к колледжу и обратно несут родители (законные представители). Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в Колледже несет Колледж в лице директора.
4.4.    Для инклюзивного образования колледж создает условия реализации ППССЗ, ППКРС: средовые, содержательные и организационные условия.
4.5.    К средовым условиям можно отнести элементы безбарьерной среды, включая средства передвижения, наличие определенной технической аппаратуры (например, для обучающихся с нарушениями слуха или зрения), наличие специальных компьютеров и иных электронных приспособлений, облегчающих коммуникацию и т.п.
К содержательным условиям относится составление индивидуальной образовательной программы и индивидуальной программы психолого-педагогической сопровождения.
К организационным условиям относится вся система сопровождения, которая способствует реализации указанных условий, включая составление расписания занятий и коррекционных мероприятий с учетом особенностей обучающегося, в том числе и специфики его операциональных характеристик деятельности (темпа, работоспособности, продуктивности деятельности и т.п.).
4.6.    Материально-техническое обеспечение реализации инклюзивного образования должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
-    организация безбарьерной архитектурной среды,
-    организация рабочего места обучающегося, технические и программным средствам общего и специального назначения.
Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть
оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
4.7.    В общежитии колледжа создается безбарьерная среда с учетом потребности категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4.8.    Колледж организует сопровождение инклюзивного образовательного процесса, который носит непрерывный и комплексный характер:
-    организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы инвалида, обучающегося с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;
-    психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его компетенций;
-    профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния;
-    социальное сопровождение решает спектр вопросов социального характера, от
которых зависит успешная учеба инвалидов, лиц с ОВЗ; это:    содействие в решении
бытовых проблем проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и т.д.
-    волонтерское сопровождение организуется для осуществления личностного сопровождения обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ на различные мероприятия: тренировки, спортивные соревнования, культурно - досуговые мероприятия и др.,
4.9.    Колледж организует внеучебную деятельность обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ для их адаптации, вовлекая и организуя их участие в культурно-досуговых, спортивных мероприятиях, в студенческом самоуправлении и др.
4.10.    Колледж содействует трудоустройству выпускников инвалидов, лиц с ОВЗ.
5.    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1.    Принципы инклюзивного образования:
- активное включение всех участников образовательного процесса,


-    личностно-ориентированное обучение,
-    самостоятельная активность обучающегося,
-    междисциплинарный подход.
5.2.    Инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, не имеющие медицинских противопоказаний, обучаются в составе учебной группы по соответствующей ППССЗ, ППКРС на общих основаниях.
5.3.    Содержание образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ определяется ППССЗ, ППКРС, учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми колледжем самостоятельно, а также при необходимости - индивидуальной образовательной программой.
5.4.    Индивидуальная образовательная программа разрабатывается как комплекс вариативных (адаптивных) образовательных программам по учебным дисциплинам (УД), профессиональным модулям (ПМ), междисциплинарным курсам (МДК), практикам, с учетом психофизиологических особенностей инвалидов, обучающихся с ОВЗ.
5.5.    Вариативные образовательные программы по УД, ПМ, МДК, практикам разрабатываются педагогами колледжа на основе Федеральных государственных образовательных стандартов СПО и примерных образовательных программ УД, ПМ, МДК, в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, в том же формате, что и все рабочие программы других УД, ПМ, МДК, практик (приложение А).
5.5.1.    Вариативная образовательная программа разрабатывается в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.) с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (для обучающегося с ОВЗ) или индивидуальной программы реабилитации инвалида (для ребенка-инвалида).
5.5.2.    В Паспорте программы указывается назначение программы с указанием нозологии (Приложение А).
5.5.3.    Педагогами, ведущими УД, ПМ, МДК, практики, осуществляется анализ содержания программы УД, ПМ, МДК, практики с позиции её освоения обучающимися инвалидами, с ОВЗ с учетом их психофизиологических особенностей и состояния здоровья; выявляются дидактические единицы, которые обучающийся инвалид, с ОВЗ не может освоить по состоянию здоровья.
В разделе программы «Структура и содержание», раздел 2.2. «Тематический план и содержание», графа «Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся» педагог заменяет дидактические единицы, которые обучающийся инвалид, с ОВЗ не может освоить по состоянию здоровья (с учетом нозологии) на аналогичные по содержанию, которые по состоянию здоровья может освоить.
5.5.4.    Вариативная образовательная программа УД, ПМ, МДК, практики:
-    проходит аналогичную основным программам процедуру рассмотрения, одобрения на заседании ПЦК, согласования с методистом, утверждения заместителем директора по УПР;
-    является составным элементом образовательной программы по специальности, профессии, учебно-методического комплекса УД, ПМ, практики;
-    обеспечивает достижение обучающимися инвалидами, с ОВЗ результатов, установленных соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
5.5.5.    Промежуточная аттестация инвалидов, обучающихся с ОВЗ обеспечивается вариативными Контрольно-измерительными материалами (КИМы), Контрольно¬-оценочными материалами (КОСы), которые разрабатываются педагогами колледжа в соответствии с содержанием вариативных программ.
5.5.6.    Вариативные КИМы и КОСы:
-    проходит аналогичную основным КИМам и КОСам процедуры одобрения, согласования и утверждения;
-    являются составным элементом Фонда оценочных средств (ФОС) образовательной программы по специальности, профессии, учебно-методического комплекса УД, ПМ, практики.
5.6.    Для обучающегося инвалида, обучающегося с ОВЗ рекомендуетсяосуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
5.7.    Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий,
5.8.    Промежуточная аттестация обучающихся:
-    осуществляется в форме зачетов, дифференцированных зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.),
-    при необходимости рекомендуется предусмотреть увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене,
-    при необходимости промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является
контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
5.9.    Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. При инклюзивном образовании реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.
5.9.1.    Для инвалидов, лиц с ОВЗ форма проведения практики устанавливается
колледжем с учетом    особенностей    психофизического    развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья.
5.9.2.    При определении мест прохождения учебной и производственных практик - должны учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
5.9.3.    При необходимости для    прохождения практики инвалидами    создаются
специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в    соответствии    с требованиями,    утвержденными    приказом
Министерства труда России от 19 ноября 2013 года №685н.
5.10.    Педагогам    рекомендуется    уделять внимание    индивидуальной    работе с
обучающимися инвалидами,    с ОВЗ, используя    две формы взаимодействия:
индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с обучающимися.
5.11.    Обучение организуется как по общим учебникам, соответствующим программе обучения, так и по специальным - для студентов инвалидов, имеющих нарушения зрения.
5.12.    По окончании обучения выпускники с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности.
5.13.    В рамках ППССЗ, ППКРС должна быть реализована дисциплина «Физическая культура». Колледж самостоятельно устанавливает порядок и формы освоения данной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе. Рекомендуется в программу раздела/дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.
В программе дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. Преподаватели дисциплины «Физическая культура» должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
5.14.    В вариативной программе дисциплины, связанной с изучением информационных технологий необходимо предусмотреть разделы и темы, направленные на изучение универсальных информационных и коммуникационных технологий, ассистивных технологий, которые помогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативных устройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных и альтернативных программных средств.
6.    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
6.1.    Государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии/специальности СПО, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
6.2.    Государственная итоговая аттестация выпускников инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования .
6.3.    Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
6.4.    Государственная итоговая аттестация для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
6.5.    Для проведения государственной итоговой аттестации разрабатывается программа, определяющая требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты. Процедура защиты выпускнойквалификационной работы для выпускников инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.
6.6.    В случае проведения государственного(ых) экзамена(ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
6.7.    Обучающиеся инвалиды, с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного обучения и успешно освоившие образовательную программу (ППССЗЗ, ППКРС) получают документ об образовании установленного образца.
7.    УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
7.1.    Участниками образовательного процесса с инклюзивным обучением являются обучающиеся инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся, не имеющих таких ограничений, педагогические работники колледжа, медицинский работник, родители (законные представители).
7.2.    Права и обязанности обучающихся инвалидов, имеющих ограниченные возможности здоровья, их родителей, определяются Уставом колледжа, локальными актами.
7.3.    При исполнении профессиональных обязанностей педагоги, реализующие образовательный процесс в группах с инклюзивным обучением имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования.
7.4.     Педагогические работники, участвующие в реализации инклюзивного образования, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов, с ОВЗ и учитывать их при организации образовательного процесса.
7.5.    К реализации инклюзивного обучения привлекаются педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики.

8.    УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛУЖБ КОЛЛЕДЖА
8.1.    Управление процессом организации инклюзивного образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом колледжа.
8.2.    Директор колледжа несёт персональную ответственность за создание условий для организации инклюзивного обучения инвалидов, лиц с ОВЗ, обеспечивает создание необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима труда и отдыха.
8.3.    Заместители директора колледжа несут дополнительную ответственность за своевременное организацию и реализацию инклюзивного образования инвалидов, лиц с ОВЗ в рамках своих должностных обязанностей, организуют работу педагогов по обучению и воспитанию этой категории обучающихся; отвечают за оснащение инклюзивного образовательного процесса учебно-наглядными пособиями и дидактическим материалом; оказывают методическую помощь педагогам в повышении их профессиональной квалификации; руководят работой психолого-медико-педагогического консилиума колледжа; создают условия для реализации образовательного процесса с учетом состояния здоровья обучающихся.

9.    МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методист, председатели цикловых методических  комиссий колледжа обеспечивает:
-    научно-методическое сопровождение инклюзивного образования инвалидов, лиц с
ОВЗ;
-    сбор, разработку и внедрение инновационных методик по организации сопровождения обучающегося инвалида, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;
-    формирование банка образовательных программ, научно-методических разработок и рекомендаций по проблеме инклюзивного образования;
-    организацию методической поддержки педагогов колледжа;
-    научно-методическое сопровождение мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы инклюзивного образования;
-    обобщение и распространение опыта работы по организации инклюзивного образования;
-    плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
10.    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Психолого-педагогическое сопровождение является одним из направлений инклюзивного образования и регламентируется локальным документом - Положение об организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

11.    ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11.1.    Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной профессии/специальности - для обучающегося - инвалида. При отсутствии индивидуальной программы реабилитации - медицинская справка учреждения здравоохранения.
11.2.    Заключение ПМПК по включению лиц с ОВЗ в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано:
-    рекомендуемая учебная нагрузка на обучающегося (количество дней в неделю, часов в день);
-    оборудование технических условий (при необходимости);
-    сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости);
-    возможность получения дополнительного образования;
-    организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).
11.3.    Приказ КГБ ПОУ «СХТК» об организации инклюзивного образования для обучающегося-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана ответственность должностных лиц по различным направлениям инклюзивного образования.
11.4.    Рабочие вариативные (адаптивные) программы УД, ПМ, МДК, практик в составе учебно-методического комплекса, образовательной программы по специальности, профессии.

 

 

Категория: Локальные акты | Добавил: Skifik88
Просмотров: 279 | Загрузок: 0